Глава Mozilla (по совместительству хакер) Chris Beard подтвердил, что компания рассматривает вариант предоставления платных премиум-услуг в скором времени. На данный момент разработчик популярного браузера зависит от доходов, которые поступают с поисковой рекламы. Это 90 процентов всего дохода компании, все они приходятся на сделки рекламы в поиске. Оставшиеся десять – это донаты пользователей и прочие источники дохода.
Платный VPN
Создание Firefox Premium является одним из вариантов диверсификации доходов Mozilla, и чтобы при этом не ограничивать никаких сервисов. Глава компании упомянул предоставление услуг VPN сервиса, как наглядный пример премиального обслуживания (платного). Mozilla может сделать бесплатную базовую версию ВПН сервиса для всех пользователей браузера, а в премиум варианте этот сервис будет предоставлять расширенный функционал: больше серверов, быстрее скорости, шире каналы и так далее.
На самом деле, подобная практика – не нова и не является редкостью. Сегодня можно найти множество сервисов именно ВПН, которые предоставляют на бесплатной основе базовый функционал с несколькими серверами и не очень широким каналом. И в то же время у них есть платный продукт без ограничений, с дополнительными услугами и интересными фишками. Что касается платного браузера, то пока непонятно, будет ли ВПН-сервис =интегрирован в браузер нативно, или же Мозилла начнёт сотрудничать с уже работающем на рынке провайдером. Ранее компания сотрудничала с провайдером ProtonVPN, и именно его услуги предлагала в своём браузере Firefox.
Дополнительные услуги
Какие ещё фишки и услуги может предложить платный браузер? Помимо ВПН, Бёрд упоминал только об одной услуге – это облачное хранилище, то есть определённое место на серверах компании под хранение данных. Пока никаких подробностей об этой услуге нет, ни объёмов, ни скоростей серверов, ни ширины каналов. Что касается компаний, которые предлагают облака, то freemium у них развит, сначала, после регистрации, пользователь получает бесплатно гигабайт или чуть больше места. Затем часть пользователей быстро заполняет эти объёмы и уже дополнительные добирает через платную ежегодную подписку.
Разработчик отметил, что пока рассматривается несколько вариантов взаимодействия пользователей и платных сервисов. Премиум браузер выйдет приблизительно в октябре текущего года. Чуть позже Mozilla будет запускать отдельные сервисы, поначалу будет бесплатный период, и после обкатки постепенно будет переход на подписочный вариант.
Понятно стремление Mozilla диверсифицировать доход, поскольку сейчас он полностью почти зависит от поиска и рекламы, которые курирует один из главных конкурентов – Google, и с которым были уже не раз проблемы. Кроме того, поисковик может в один прекрасный день просто не продлить контракт с Mozilla, а без 90 процентов дохода браузер быстро станет заброшенным. Поэтому необходимо успеть подготовить задел в виде премиум-сервисов. При этом доходы от платной версии должны, как минимум, быть не ниже доходов от рекламы. И главное, компания просто обязана остаться верной принципам свободы и безопасности. А с внедрением платных сервисов это станет ещё более актуально.